Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Если же учесть то обстоятельство, что двигательная деятельность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов совершенствования двигательной деятельности у детей школьного возраста [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны основные моменты, регламентирующие деятельность в области образования. Существует ФГОС, которым руководствуются при составлении программ для школьного учреждения, в том числе по физическому воспитанию. В результате анализа ФГОС установили, что в школьном возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения [2].
Одним из наиболее распространенных видов спорта, способствующих комплексному развитию физических качеств, двигательных навыков спортсмена, является волейбол. Для того чтобы успешно заниматься волейболом, необходимо развивать не только основные двигательные навыки и физические качества, но и специальные, характерные для волейбола как для отдельного вида спорта. Одним из таких качеств является прыгучесть [3].
Цель работы: исследовать особенности развития прыгучести у волейболистов.
Объект исследования – прыгучесть как физическое качество занимающихся волейболом.
Предмет исследования – прыгучесть в волейболе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности физической подготовленности волейболистов.
2. Охарактеризовать прыгучесть как специфическое физическое качество волейболистов.
3. Рассмотреть способы и методы развития прыгучести у волейболистов
4. Исследовать особенности развития прыгучести у волейболистов
5. Обобщить результаты исследования, сформулировать выводы.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, ФГОСа), обобщение, систематизация, классификация полученных данных.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по волейболу.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями физической культуры, тренерами для развития прыгучести у волейболистов. Результаты могут быть полезны для занимающихся волейболом.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка используемой литературы.
1. Модель физической подготовленности волейболистов
Чем выше уровень развития физических качеств у волейболистов, тем успешнее у них проходит овладение техникой игры. В первую очередь значение имеют физические качества в таком сочетании, как этого требует специфика волейбола. Если уровень развития физических качеств недостаточный, овладение техникой будет происходить менее успешно и потребует много времени. Например, чтобы овладеть навыком приема и передачи мяча двумя руками сверху, нужна определенная сила мышц кистей рук. В противном случае занимающиеся не смогут хорошо овладеть основами волейбола. Если у занимающихся низкий уровень прыгучести, нападающий удар они не смогут изучить быстро и на нужной высоте сетки. В этой связи создание модели физической подготовленности является одной из главных составляющих успешной организации как тренировочного процесса, так и соревновательной деятельности [11].
Выделяют общую и специальную физическую подготовленность. Общая физическая подготовленность представляет собой определенный уровень развития физических качеств, характерный для всех видов спорта. Специальная физическая подготовленность подразумевает избирательное развитие физических качеств, необходимых для успешного овладения тем или иным видом спорта [12].
Основные двигательные качества - ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость. Они представляют собой общую физическую подготовленность спортсмена и необходимы для занятий любым видом спорта. При любом виде движений проявляются двигательные качества и их комплекс. Однако преимущественное значение имеет один из основных видов движения, который является ведущим. В случае бега на короткие дистанции развивается быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость. В результате прыжков в длину и высоту развивается сила и выносливость, а также быстрота [1]. Важнейшими специфическими физическими качествами волейболиста являются сила, взрывная сила мышц и прыгучесть, прыжковая выносливость, специальная выносливость, специальная быстрота [9].
Общие физические качества и двигательные навыки.
При работе с волейболистами большое внимание уделяется развитию физических качеств и основных двигательных навыков в комплексе. Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей ребенка, с помощью которых можно определить уровень физического развития ребенка. В первую очередь физические качества ребенка определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели [3].
Двигательная функция занимает особое положение среди множества других функций, она определяет способность человека к передвижению, а также способствует выполнению определенного объема движений. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма [1]. В процессе изучения волейбола дети осваивают прыжки, приобретают способность перепрыгивать через препятствия, обретают навыки ловли мяча. Дети приобретают легкость, бег становится ритмичным, снижается количество боковых раскачиваний. Также дети приобретают способность к прыжкам в высоту, длину, прыгают через препятствия. Ребенок приобретает навык бросания мяча в цель, осваивает полноценное метание мяча. Этот период является важным для развития глазомера.
Установлено, что развитие физических качеств тесно связано с формированием двигательных навыков. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно в младшем школьном возрасте. Существует определенная градация, в соответствии с которой происходит развитие физических качеств ребенка. В возрасте от 7 до 9 лет отмечается резкое развитие быстроты, ловкость развивается в возрасте от 9 до 12 лет, силовые способности – в возрасте 13-15 лет, гибкость и равновесие – в возрасте 10-12 лет. Эти параметры необходимо учитывать при организации работы по развитию основных двигательных навыков [4].
Под ловкостью понимают способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраиваться в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды в минимальные сроки [9]. Ловкость развивается в результате систематического выполнения новых упражнений, применения нового и разнообразного инвентаря, оборудования. В результате развития ловкости существенно возрастает пластичность нервной системы, улучшается координация движений, появляется способность к дальнейшему освоению новых и сложных видов движения.
При помощи ловкости ребенок приобретает способность к выполнению большого разнообразия движений в меняющихся условиях окружающей среды. Важную роль в развитии ловкости играет организация подвижных игр, традиционные и нетрадиционные методы физического воспитания. Необходимо выполнять упражнения, направленные на резкое переключение с одного вида движений на другой. Движения при этом заранее не обусловлены, выполняются максимально быстро, незамедлительно. При этом возникает необходимость быстро решать ряд двигательных задач, а также сочетать свои действия с действиями своих товарищей [6].
Под ловкостью понимаем физическое качество, которое возникает в результате выполнения упражнений, основной задачей которых является резкое изменение техники движений. Ловкость развивается при помощи бега между предметами, подъемов на лыжах на гору, спуска с горы. При этом применяются различные предметы, такие как физкультурный инвентарь,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.
2. Беляев, А.В. Прыжковая подготовка квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде: методическая разработка для тренеров клубных команд и ДЮСШ / А.В. Беляев. – М. : Изд-во Всероссийской федерации волейбола, 2014. – 117 с.
3. Вавилова, Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2013.- 245 с.
4. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 160 с.
5. Жула, В. П. Развитие двигательных умений студентов при выполнении передачи мяча двумя руками снизу в процессе занятий волейболом / В. П. Жула // Физическое воспитание студентов. – 2014. – № 6. – С. 13-16.
6. Зайцев, А.А. Физическое воспитание школьников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. / Калининград: Калинингр. ун-т., 2011. - 71 с
7. Ильичева, О.В., Сираковская, Я.В. Эффективность методик развития взрывной силы мышц нижних конечностей и прыгучести у баскетболистов 16-17 лет / О.В. Ильичева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 3 (145). – С. 92-96.
8. Королев, М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -2009. - №4. - С.33-37.
9. Кронников, Н. Д. Подвижные игры при обучении волейболу / Н. Д. Кронников // Физическая культура в школе. – 2013. – № 7. – С. 45-49.
10. Кудряшов, Е. В. Построение и контроль тренировочного процесса в волейболе: монография / Е. В. Кудряшов. – Луганск, «Наука», 2015. – 254 с.
11. Кудряшов, Е.В., Паначев, В.Д. Модель физической подготовленности юных волейболисток / Е.В. Кудряшов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. - №2 (35). – С. 59-63.
12. Кузнецов, В.С., Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 480 с.
13. Кузнецова, З.М. Модель подготовки волейболистов к преодолению препятствий и трудностей, неожиданно возникающих в соревновательной деятельности / З.М. Кузнецова, Г.А. Камалиева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2011. – № 2(19). – С. 38-44.
14. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2014. – 808 с.
15. Сираковская, Я.В. Взаимосвязь технико-тактической и психологической подготовки юных спортсменов-ориентировщиков / Я.В. Сираковская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 8 (78). – С. 158-161.
16. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.
17. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития школьников / Э.Я.Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
18. Степанова, В. В. Формирование навыков игры в волейбол детей 10-12 лет секции волейбола / В. В. Степанова // Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов. ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта». – Киров, 2014. – С. 135-139.
19. Стех, М. Показатели прыгучести волейболисток в связи с их отдельными соматическими характеристиками / М. Стех // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С. 102-105.
20. Фомин, Н.А., Фолин, В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2011. - 421 с.
21. Фурманов, А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009. - 240 с.
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 480 с.
23. Шустин, Б.М. Современная система физической подготовки. - Москва, 2013. - 193 с.